ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ 
воспитателя Сухих Натальи Сергеевны 
МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» 

659831, Алтайский край, Троицкий район, с. Заводское, ул. 50 лет Октября №2

Пятница
29.03.2024
20:22
Приветствую Вас  Гость
 
Каталог статей




МЕНЮ САЙТА

Категории
раздела
Картотека [2]
Конспекты занятий [34]
Воспитательная программа [43]
Рабочая программа [17]
Мои проекты [9]
Разное [8]
Календарные планы по месяцам [29]
Аттестация на категорию [0]
Самообследованние педагога [2]

Мой опрос
Зачем я зашел на сайт
Всего ответов: 82886

Вход на сайт

Ссылки на сайты
 
Международный образовательный портал
Международный образовательный портал - MAAM.RU

Новости
образования

Кнопка моего сайта


Взять кнопку сайта

Главная » Статьи » Методическая копилка » Мои проекты

Проект Сказка — как источник творчества детей

ПРОЕКТ

"Сказка — как источник творчества детей"

     Волшебная  сила сказок известна с давних  пор. До нас дошло немало  сказочных повествований, отражающих  многовековой опыт предшествующих  поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

    Наши предки  знали все эти достоинства  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми. Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

     Современные  психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию.

     С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. 

Сила  терапевтических  сказок

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. 

Виды  терапевтических  сказок

   1. Дидактические сказки

Развивающие и  обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.

 

   2. Художественные сказки

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

 

    3. Диагностические сказки

Вы наверно  знаете, какие сказки и о чем  больше нравятся вашему ребенку. Это  означает, что ребенок на подсознательном  уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет  на себя модель его поведения. Так  девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.

 

    4. Профилактические сказки

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

 

   5. Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

 

   6. Медитативные сказки

Медитативные  сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

 

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. 

Сказочная форма общения с ребенком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.

 

Проект

 

  • это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;
  • это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды;
  • это – звено в системе воспитания развивающейся личности.

Цель проекта:

  • развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности 

 

Задачи проекта:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие творческого потенциала;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.


Участники проекта:

  • воспитатели групп, специалисты ДОУ, родители и дети.

Планируемый результат:

  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
  • ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
  • словотворчество детей.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

формирует проблему;
вводит в игровую ситуацию;
формирует задачи.

вхождение в проблему;
вживание в игровую ситуацию;
принятие задачи;
дополнение задач проекта.

2 этап

помогает в решении задачи;
помогает спланировать деятельность;
организует деятельность.

объединение детей по группам;
распределение обязанностей.

3 этап

практическая помощь;
направляет и контролирует осуществление проекта.

формирование знаний, умений и навыков.

4 этап

подготовка к презентации т.е. показу.

продукт деятельности готовят к презентации;

представляют продукт деятельности.

1 блок

Педагогические принципы:

  • сотворчество детей и взрослых;
  • самодеятельность детей;
  • деятельностный подход;
  • учёт возрастных и индивидуальных
  • особенностей детей;
  • актуализация субъективной позиции
  • ребёнка в педагогическом процессе;
  • взаимосвязь педагогического процесса
  • с окружающей средой или социумом.

2 блок

Содержание проекта:

Таблица 1.

2008-2009 уч.год.

2009-2010 уч. год.

2010-2011 уч.год.

1. Методология использования сказки в развитии личности (сентябрь)

1. Драматизация стихотворных, авторских сказок (сентябрь)

1. Интеграционное взаимодействие всех участников образовательного процесса через сказку   (сентябрь)

2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста (ноябрь)

2. "Сочиняем сказку сами”- словотворчество педагога и детей (ноябрь)

2. Занятие с использованием витагенной технологии на основе сказки (ноябрь)

3. Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми (январь)

3. Моделирование сказки, как средство развития познавательной активности детей (январь)

3. Литературная гостиная для детей с участием детской библиотеки (январь)

 

4. Конкурс "Кто хочет стать сказочником”? (март)

 

 

3 блок

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта

Воспитатель:

  • проводит занятия кружка ИЗО (рисование, лепка) по темам сказок, изучаемых в группах;
  • дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;
  • оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;
  • проводит диагностику ЗУН детей по изодеятельности;
  • проводит практикумы с родителями ("Учите детей рисовать сказку, играя”).

Музыкальный руководитель:

  • проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
  • способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
  • оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
  • осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Инструктор по физическому воспитанию:

  • проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;
  • дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
  • совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
  • участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.

Медицинская сестра ФАП:

  • проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
  • дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;
  • проводит уроки доктора Пилюлькина по сказкам

 

4 блок

Роль родителей в реализации проекта:

  • оказывают материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.
  • приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
  • изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.
  • участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
  • оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
  • участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
  • участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: "Новогодние чудеса в сказке”, "Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой.
  • изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
  • участвуют в театрализованных постановках (по сказкам "У страха глаза велики”, "Зайкина избушка”).
  • участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают занятия "сказкотерапии”.
  • организация выставок творческих работ детей.

Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Таблица 2.

Направление работы

Цель

Формы организации

Методы и приёмы

Познавательное развитие, изобразительное творчество

Развитие познавательной активности; формирование созидательного , творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности.

Комплексные занятия; кружковая работа; самостоятельная; художественная деятельность.

Пзнавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания,.игры-.детские экспериментирование, творческие задания.

Мир социальных отношений

Формирование активной самостоятельной социально компетентной личности.

Занятия, игры- путешествия; театральная деятельность.

Моделирование проблемных ситуаций; художественное слово; самостоятельная деятельность детей; этические беседы.

Здоровье сберегающее физическое развитие

Формирование физического интеллекта.

Занятия по подгруппам; физминутки.

Показ, объяснения детям; игры на внимание; элементы психогимнастики.

Примерные задачи, которые могут быть использованы при работе со сказкой.

Обучающие:

  • учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
  • учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
  • учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.

Развивающие:

  • развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
  • развивать навыки содружества педагогов и детей;
  • развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
  • дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами. 
Категория: Мои проекты | Добавил: suxix (03.09.2014)
Просмотров: 4193 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

   

Участие
 в рейтинге
По итогам рейтинга
  "Зима 2015"
"Лето 2016"
"Лето 2017"
сайт признан как 
По итогам рейтинга 
"Лето 2018"



   

Новые
 фотографии

   

МОИ КОНКУРСЫ


   

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

   

Для воспитателей
   

Учительская
 газета
   


                                                                                                                                                         
Все материалы сайта являются объектами авторского права. Любое использование информации возможно только со ссылкой на сайт.* 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz