Профессиограмма воспитателя детского сада
Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души.
Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ
благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего,
способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и
благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью
заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит
что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей
внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения.
Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует
времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в
соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для
воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное
образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя
можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту
должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями
дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и
эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения
занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями,
сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и
принципы организации дошкольного воспитания.
Функциональные обязанности:
1.
Организует и проводит работу по
физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию
детей, готовит их к школе.
2.
Обучает навыкам устного счета,
узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и
мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит
с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.
3.
Прививает им навыки общения,
развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность,
правдивость и др.).
4.
Способствует укреплению здоровья
путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима
занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в
помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и
качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.
5.
Приобщает детей к труду, привлекая к
простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов,
оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).
6.
Консультирует родителей по вопросам
обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.
Навыки и умения /личные качества:
Для воспитателя важно умение работать с
детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть
внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым,
проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память,
внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и
эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение
управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать
свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не
сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях
постоянного психоэмоционального напряжения.
Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:
·
творческое и абстрактно-логическое
мышление;
·
образная и оперативная память;
·
эмоциональная устойчивость;
·
выдержка;
·
доброта;
·
чуткость;
·
наблюдательность распределение и
переключение внимания;
·
зрительное и слуховое восприятие;
·
терпение;
·
самоконтроль;
·
искренность;
·
внимательность;
·
ответственность.
Профессиональные умения:
1.
Конструктивная
деятельность:
ü Аналитические умения:
·
Разделять
педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и
т.д.)
·
Осмысливать
каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического
процесса
·
Находить в
психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике
рассматриваемого явления
·
Правильно
диагностировать педагогическое явление
·
Вычленять
основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения
·
Рефлексия
ü Прогностические умения:
·
Умение
прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений
·
Умение
прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и
т.п.)
·
Умение
прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты
применяемых методов и т.п.
ü Проективные умения:
·
Переводить
цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи
·
Учитывать
потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт
и личностно – деловые качества
·
Определять
основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса
·
Отбирать
виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему
совместных творческих дел
·
Планировать
индивидуальную работу с детьми
·
Отбирать
содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном
сочетании
·
Планировать
систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в
поведении
·
Планировать
способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями
и общественностью
2.
Организаторская
деятельность:
ü Мобилизационные умения:
·
Умение
привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать
потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования
воспитанниками нравственных поступков
ü Информационные умения:
·
Умение
изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать
информацию
ü Развивающие умения:
·
Определение
ЗБР
·
Ориентационные
умения:
·
Формирование
ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру
3.
Коммуникативная
деятельность:
ü Перцептивные умения:
·
Умение
понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации
ü Умение общения:
·
Умение
распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки
воспитанников и управлять инициативой в общении
ü Педагогическая техника:
·
Совокупность
умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так
и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям,
доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и
т.п.)
Плюсы и минусы:
Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми,
непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.
К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт
воспитатель за жизнь и здоровье детей.
Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная,
многообразная и почётная. |