Самооценка навыков общения с детьми.
Для
обеспечения комфортного психологического пребывания ребёнка в дошкольной
организации, педагог должен найти время и место, чтобы наедине ежедневно
пообщаться с каждым ребёнком. В процессе диалога я обращаю своё внимание на
следующие моменты:
Прошу детей позаниматься самостоятельно, для
того, чтобы позаниматься индивидуально с
кем-то из детей. Настраиваюсь на слушание: забываю на время о своих проблемах,
переживаниях, устраняюсь от готовых установок и предубеждений относительно
этого ребёнка. Если я занята, то прошу ребёнка немного подождать, но
обязательно уделю ему своё внимание.
В беседе
с ребёнком стараюсь не атаковать своими вопросами, а дать ему возможность
разобраться в своих переживаниях, осмыслить тему разговора, то есть «держу
паузу». В течение беседы наши глаза находятся на одном уровне, что способствует
доверительным отношениям.
Общаясь
с ребёнком, я очень внимательно слушаю и слышу, проявляя искренний интерес к
его проблемам, никогда не перебиваю детей. Если ребёнок возбуждён, использую
короткие фразы (да-да), и повторяю последние слова (эхо-реакция).
В
общении с детьми применяю способ перефразирования, то есть формулирую его мысль
своими словами для проверки её точности, делаю акцент на важность сообщения
ребёнка. В конце диалога делаю выводы нашей беседы с ребёнком. Благодарю его за
инициативу, за доверие, оказанное мне, ведь дети делятся своими личными
переживаниями, рассказывая о своей семье, младших сёстрах и братьях. Я никогда
не перебиваю детей, даю им возможность высказаться, внимательно слушаю.
Активно
интересуюсь другими событиями в жизни ребёнка, проявляя искренний интерес к его
проблемам.
Я всегда
хвалю детей за их общение со мной, показывая свои личные чувства, эмоции,
переживания, предлагаю свою помощь при решении проблемы.
Использую
и невербальные способы поддержки ребёнка: движения, мимику, жесты, кивание
головой и т.д., при этом наблюдаю, как ребёнок на это реагирует.
В
общении с ребёнком понимаю значимость выяснения, уточнения для более полного
понимания и восприятия сообщения ребёнка, акцентирую своё внимание на его
проблемах, помню об индивидуальных особенностях ребёнка, его характере,
темпераменте, способности реагировать на различные ситуации. |