КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(по ФГОС)
Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения — всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОУ и семьи.
Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
‒ планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
‒ практическая помощь семье в воспитании детей;
‒ организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
‒ вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Какие же формы организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны сегодня? А формы могут использоваться как традиционные:
‒ родительские собрания;
‒ индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами;
‒ информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам;
‒ фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.
Так и нетрадиционные:
‒ выпуски внутригрупповых газет, на страницах которых родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания;
‒ выставки семейного творчества; ‒ различные мастер-классы с участием родителей;
‒ «дневники обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей;
‒ организация различных совместных проектов («Школа заботливого родителя», «Здоровая семья» и т. д.) с целью решения проблемы укрепления семьи как социальной единицы;
‒ регулярное проведение анкетирования по самым разнообразным проблемам помогает нам найти общий язык
‒ использование сайта детского сада и каждого педагога для информирования родителей о деятельности учреждения и группы, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи;
‒ совместные праздники с родителями и детьми.
Такие формы работы позволят организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители — дети — педагоги».
Но самое главное в организации взаимодействия ДОУ и семьи — отступить от формализма в организации данной деятельности. Необходимо стремиться к диалогу, учитывать социальный запрос (интересы, нужды и потребности родителей в вопросах развития и воспитания детей), организовать «открытость» дошкольного учреждения для родителей.
Инициатива в работе с родителями исходит, конечно, от меня.
Уже несколько лет я веду персональный сайт своей группы, на страницах которого освещается вся работа с детьми. Здесь выложен огромный методический материал, все наши фото и видео. Видеозаписи занятий просматриваются родителями в день размещения, на сайте идет обсуждение проведенных мероприятий, а придя за детьми, активно все обсуждается.
Совместная работа с родителями позволила занять нам 1 место по благоустройству групповой площадки.
Совместно с родителями оформили портфолио для каждого ребенка, в котором есть странички «Посоветуйте мне» и «Спрашивайте, родители», где родители могут задать интересующий их вопрос. Организация совместных спортивных мероприятий, участие в районной олимпиаде способствуют формированию основ здорового образа жизни взрослых и детей.
Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.
|