ПРОЕКТ
"Сказка
— как источник творчества детей"
Волшебная сила сказок
известна с давних пор. До нас дошло
немало сказочных повествований,
отражающих многовековой опыт
предшествующих поколений и до сих пор
питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка
наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное,
чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной
сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение
и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки знали все
эти достоинства сказок и использовали их
в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже
оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не
раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша
всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Современные психологи используют рассказывание сказок,
проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию.
С помощью метода сказкотерапии
они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний
мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают
ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных
знаний.
Сила терапевтических сказок
Умственное
развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного
мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность.
Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму
личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых
понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках
одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме
рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и
мн. др.
2. Художественные сказки
Народные художественные сказки
складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные
традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили
нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о
взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают
используются в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим
прообразом и примеряет на себя модель
его поведения. Так девочка, любящая
сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость.
Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том,
что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и
вы узнаете тайные мысли и желания малыша.
4.
Профилактические сказки
Во время слушания сказок
незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется
некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается
личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.
5.
Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на
сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в
описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с
главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку
осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом.
И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он
становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного
героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6.
Медитативные сказки
Медитативные сказки нацелены на создание какого-то
положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия
усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки
нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью
этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.
Сказкотерапия несёт в себе
огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет
в:
- воспитании, развитии и обучении
ребенка;
- самопознании ребенка;
- взаимопонимании с окружающим
миром;
- психоречевом развитии;
- развитии
социально-эмоционального поведения ребенка;
- развитии мышления, памяти,
фантазии, воображения, творчества ребенка.
Проект
- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная
для них;
- это детская самодеятельность, это конкретное
практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически
организованного освоения ребёнком окружающей среды;
- это – звено в системе воспитания развивающейся
личности.
Цель
проекта:
- развитие творческого
потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой,
социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта
деятельности
Задачи
проекта:
- Обеспечение психологического благополучия и
здоровья детей;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие эмоционально- ценностного отношения к
произведениям искусства и художественным образам.
Участники
проекта:
- воспитатели групп, специалисты ДОУ, родители и
дети.
Планируемый
результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как
активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития
ребенка;
- ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
- словотворчество детей.
Этапы проекта:
Этапы проекта
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
детей
|
1 этап
|
формирует проблему;
вводит в игровую ситуацию;
формирует задачи.
|
вхождение в проблему;
вживание в игровую ситуацию;
принятие задачи;
дополнение задач проекта.
|
2 этап
|
помогает в решении задачи;
помогает спланировать деятельность;
организует деятельность.
|
объединение детей по группам;
распределение обязанностей.
|
3 этап
|
практическая помощь;
направляет и контролирует осуществление проекта.
|
формирование знаний, умений и навыков.
|
4 этап
|
подготовка к презентации т.е. показу.
|
продукт деятельности готовят к презентации;
представляют продукт деятельности.
|
1 блок
Педагогические принципы:
- сотворчество
детей и взрослых;
- самодеятельность
детей;
- деятельностный
подход;
- учёт
возрастных и индивидуальных
- особенностей
детей;
- актуализация
субъективной позиции
- ребёнка
в педагогическом процессе;
- взаимосвязь
педагогического процесса
- с
окружающей средой или социумом.
2 блок
Содержание
проекта:
Таблица
1.
2008-2009 уч.год.
|
2009-2010 уч. год.
|
2010-2011 уч.год.
|
1. Методология использования сказки в развитии личности
(сентябрь)
|
1. Драматизация стихотворных, авторских сказок (сентябрь)
|
1. Интеграционное взаимодействие всех участников
образовательного процесса через сказку (сентябрь)
|
2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой
с детьми дошкольного возраста (ноябрь)
|
2. "Сочиняем сказку сами”- словотворчество педагога и
детей (ноябрь)
|
2. Занятие с использованием витагенной технологии на
основе сказки (ноябрь)
|
3. Использование сказки в воспитательно-образовательной
работе с детьми (январь)
|
3. Моделирование сказки, как средство развития
познавательной активности детей (январь)
|
3. Литературная гостиная для детей с участием детской
библиотеки (январь)
|
|
4. Конкурс "Кто хочет стать сказочником”? (март)
|
|
3 блок
Участие специалистов ДОУ в осуществлении
проекта
Воспитатель:
- проводит занятия кружка ИЗО (рисование, лепка) по
темам сказок, изучаемых в группах;
- дает
рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;
- оказывает
методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;
- проводит
диагностику ЗУН детей по изодеятельности;
- проводит
практикумы с родителями ("Учите детей рисовать сказку, играя”).
Музыкальный руководитель:
- проводит музыкальные занятия, праздники и
развлечения с детьми по сказкам;
- способствует развитию концертной деятельности детей
с использованием подиума;
- оказывает методическую помощь в подборе и
изготовлению музыкально – дидактических игр;
- осуществляет музыкальное оформление к
театрализованным постановкам.
Инструктор по физическому воспитанию:
- проводит утреннюю гимнастику, занятия физической
культурой;
- дает рекомендации по организации активного отдыха
детей, с использованием русских народных игр;
- совместно с воспитателем проводит спортивные
досуги, праздники и развлечения;
- участвует в изготовлении атрибутов к подвижным
играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.
Медицинская сестра ФАП:
- проводит наблюдения за общим состоянием детей в
разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
- дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих
технологий;
- проводит уроки доктора Пилюлькина по сказкам
4 блок
Роль
родителей в реализации проекта:
- оказывают материальной помощи в приобретении
дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок,
аудио- видео фильмов для детей.
- приобретают
оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага,
альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
- изготавливают
панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.
- участвуют
в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
- оказывают
помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
- участвуют
в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
- участвуют
в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например:
"Новогодние чудеса в сказке”, "Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с
народной культурой.
- изготовляют
атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
- участвуют
в театрализованных постановках (по сказкам "У страха глаза велики”,
"Зайкина избушка”).
- участвуют
в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают
занятия "сказкотерапии”.
- организация
выставок творческих работ детей.
Использование сказки в
воспитательно-образовательной работе с детьми.
Таблица 2.
Направление работы
|
Цель
|
Формы организации
|
Методы и приёмы
|
Познавательное развитие, изобразительное творчество
|
Развитие познавательной активности; формирование
созидательного , творческого отношения к окружающему миру, креативности, как
качества личности.
|
Комплексные занятия; кружковая работа; самостоятельная;
художественная деятельность.
|
Пзнавательные беседы, проблемные ситуации и игровые
задания,.игры-.детские экспериментирование, творческие задания.
|
Мир социальных отношений
|
Формирование активной самостоятельной социально
компетентной личности.
|
Занятия, игры- путешествия; театральная деятельность.
|
Моделирование проблемных ситуаций; художественное слово;
самостоятельная деятельность детей; этические беседы.
|
Здоровье сберегающее физическое развитие
|
Формирование физического интеллекта.
|
Занятия по подгруппам; физминутки.
|
Показ, объяснения детям; игры на внимание; элементы психогимнастики.
|
Примерные задачи, которые могут быть
использованы при работе со сказкой.
Обучающие:
- учить
детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- учить
выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты,
движения;
- учить
испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить
эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
- развивать
личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания
и т.д.);
- развивать
желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать
навыки содружества педагогов и детей;
- развивать
групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитывающие:
- воспитывать
у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним
и желание помочь;
- дать
возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению
разными способами.
|