Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»
Актуальность:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
· Изучение научно-педагогической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций;
· Активное участие в работе методического объединения педагогов учреждения;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
· умение анализировать научно-методическую литературу;
· умение применять полученные знания на практике;
· активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
· самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
· предлагать возможные варианты решения;
· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
- Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья на участке»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов разработать консультации:
- «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ ОД «Удивительное рядом».
- Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
Полный текст материала здесь |