ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ 
воспитателя Сухих Натальи Сергеевны 
МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» 

659831, Алтайский край, Троицкий район, с. Заводское, ул. 50 лет Октября №2

Понедельник
25.09.2017
06:10
Приветствую Вас  Гость
 
Каталог статей




МЕНЮ САЙТА

Категории
раздела
Картотека [2]
Конспекты занятий [29]
Воспитательная программа [39]
Рабочая программа [12]
Мои проекты [4]
Разное [8]
Календарные планы по месяцам [20]
Аттестация на категорию [0]
Самообследованние педагога [2]

Мой опрос
Зачем я зашел на сайт
Всего ответов: 62020

Вход на сайт

Ссылки на сайты
 
Международный образовательный портал
Международный образовательный портал - MAAM.RU

Воспитателям.ру

Новости
образования

Кнопка моего сайта


Взять кнопку сайта

Главная » Статьи » Методическая копилка » Рабочая программа

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность;
  2. Цель, задачи;                                                                                                                     

1.2. Ожидаемый результат;   

1.4. Принципы реализации.

Глава 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО -  РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Диагностическое направление;

3.2. Коррекционное направление;

3.3. Консультативное направление;

3.4. Информационно- просветительское;

3.5. Оздоровительно- профилактическое.

 Глава 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Психолого -  педагогическое обеспечение;

4.2. Программно - методическое обеспечение;

4.3. Кадровое обеспечение;

4.4. Материально- техническое обеспечение;

4.5. Информационное обеспечение.

Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Список используемой литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения.

Приложение 2

Создание специальных условий

Приложение 3

Диагностическая программа специалистов.

Приложение 4

Модель индивидуальной программы коррекции и развития воспитанника.

Приложение 5

План взаимодействия специалистов

 

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

ГЛАВА 1. Пояснительная записка

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

  • в освоении основной программы дошкольного образования,
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
  • их социальную адаптацию.

     В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
      По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).  

     В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,  другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной  программы.

 

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования.

 

Цели программы:

  • создание системы комплексного психологогического и медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

 

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Ожидаемый результат:

  • создана система комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

 

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.

Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка.  Решение  проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  1. Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

 

ГЛАВА 2 . Этапы реализации программ

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

§ Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь - октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

§ Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь - декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

§ Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

§ Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль - апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

  • Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
  • Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
  • Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
  • Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

 

ГЛАВА 3.  Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

 

Диагностическая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития».

Специалисты ДОУ

Педагоги

Май

 

2

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.

Психолог

 

 

 

 

 

Педагоги

 

 

Сентябрь

Октябрь

3

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.           

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение углубленного диагностического обследования

 

 

 

 

 

Специалисты

Педагоги

 

 

 

 

Октябрь

Январь

4

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

Педагоги

 

 

Психолог

 

 

В течение учебного года

 

Октябрь

Май

5

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

Психолог

 

Педагоги

В течение учебного года

6.

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

 

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

Специалисты Педагоги

В течение учебного года

7.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Психолог

педагоги

Апрель

Май

 

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК.

Администрация

 

Специалисты

Педагоги

В течение года

2.

Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция речевого развития.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Педагог - психолог

Логопед

Воспитатель

 

Родители

В течение года согласно графику работы

3.

Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Динамическое наблюдение за воспитанниками  в рамках работы ПМПк.

Педагоги

В течение года

4.

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные консультации специалистов.

Психолог

Педагоги

 

В течение года

 

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

  • использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
  • использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков,  для обучающихся с ОВЗ.

 

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

 

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

 

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Коррекционные задачи включают задачи исправления или сглаживания отклонений и нарушений развития, преодоления трудностей развития. Профилактические задачи - задачи по предупреждению отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития. Развивающие задачи подразумевают стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
  2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

 

Направления специальных коррекционных занятий специалистов:

 

Логопед  осуществляют коррекцию нарушений всех компонентов устной речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, фразовой и связной речи) .

Педагог - психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально - волевого и личностного развития воспитанника.

 

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. 

 

 

Полный текст программы можно скачать здесь

Категория: Рабочая программа | Добавил: suxix (05.02.2017)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

   

Участие
 в рейтинге
По итогам рейтинга
  "Зима 2015"
"Лето 2016"
сайт признан как 


   

Новые
 фотографии

   

МОИ КОНКУРСЫ


   

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

   

Для воспитателей
   

Учительская
 газета
   


                                                                                                                                                         
Все материалы сайта являются объектами авторского права. Любое использование информации возможно только со ссылкой на сайт.* 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz