ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ воспитателя Сухих Натальи Сергеевны МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» 659831, Алтайский край, Троицкий район, с. Заводское, ул. 50 лет Октября №2
Рабочая программа педагога ДОО с учётом ФГОС дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2016-2017 учебный год
Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. ( ФГОС ДО). Рабочая программа предназначена для детей 1,5-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В этой программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Подбор материалов осуществлен с учетом пособия известных авторов - составителей В.И. Мустафеевой, М.Н. Павловой, И.А.Осиной, Е.В. Горюновой. (Волгоград, Учитель, 2011)
«Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Москва, Мозаика-Синтез, 2013)
«Перспективного планирования воспитательно – образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Москва, Мозаика-Синтез, 2013)
«Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (Москва, Мозаика-Синтез, 2006)
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Конвенции ООН о правах ребенка, 1989;
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1. 3049-13);
Устава МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 № 2562
Программа является «открытой» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Содержание
Пояснительная записка
План образовательно-воспитательного процесса
Физическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Познавательное развитие. Речевое развитие (интеграция) Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулках. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Приложение.
Региональная модель перспективного планирования личности.
Коррекционная работа.
Работа с родителями.
Целевые ориентиры освоения программы
Учебно-методическое сопровождение
Список литературы
Пояснительная записка
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации основных направлений рабочей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 1,5-3 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений» « Речевое развитие» («Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 1,5-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения
Холодный период года
Режимные моменты
Возраст
1,5-3 года
Приём, осмотр, игры, дежурство
7.30-8.30
Утренняя гимнастика
8.30-8.45
Подготовка к завтраку, завтрак, игры
8.45-9.25
Подготовка к занятиям
9.25-10.00
Занятия
10.00-10.30
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)
10.30-11.20
Возвращение с прогулки, игры
11.20- 11.50
Подготовка к обеду, обед
11.50-12.30
Подготовка ко сну, дневной сон
12.30-15.00
Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры
15.00-15.30
Подготовка к полднику, полдник
15.30-16.00
Занятия, кружки, развлечения
16.00-16.30
Игры, труд, индивидуальная работа
16.30-17.30
Подготовка к прогулке, прогулка,
Игры в группе, уход детей домой
17.30-19.00
Режим дня дошкольного образовательного учреждения
Тёплый период года
Режимные моменты
Возраст
1,5-3 г
Утренний приём, игры
7.30-8.30
Утренняя гимнастика
8.30-8.45
Подготовка к завтраку, завтрак
8.45-9.25
Игры, подготовка к прогулке, занятиям и выход на прогулку
9.25-10.00
Занятия на участке
10.00-10.30
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд
10.30-11.20
Возвращение с прогулки, водные процедуры
11.30-11.50
Подготовка к обеду, обед
11.50-12.30
Подготовка ко сну, дневной сон
12.30-15.00
Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика
15.00-15.30
Подготовка к полднику, полдник
15.30-16.00
Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку
16.00-16.30
Игры, досуг, наблюдения на участке, уход детей домой
16.30-19.00
План образовательно-воспитательного процесса
По плану образовательно-воспитательного процесса в 1 младшей группе проводится 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 минут.
№
п/п
Наименование
образовательно-воспитательного процесса
в
неделю
в
месяц
в
год
1.
Познавательное развитие, формирование целостной картины мира
1
4
36
2.
Социально-коммуникативное развитие, ознакомление с окружающим миром
1
4
36
3.
Развитие речи, чтение художественной литературы
1
4
36
4.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
Лепка
1
1
4
4
36
36
5.
Физическое развитие
3
12
118
6.
Художественно-эстетическое развитие: музыка
2
8
72
ИТОГО:
10
40
370
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Второй год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит еще сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления «Здоровье» и «Физическая культура», содержание которых направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Эти цели достигаются через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
К концу года дети первой младшей группы должны уметь:
• самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
• проявлять навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых);
• при небольшой помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком);
• самостоятельно есть;
• ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;
• прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
• ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
№
Взросло-детской деятельности (занятия)
Содержание образовательной деятельности (виды интегративной деятельности направлений «Физическая культура» и «Здоровье»)
Физическая культура
Здоровье
1
2
3
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту основными движениями, самостоятельно и при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками обслуживания, принимает участие в подвижных, сюжетных играх; проявляет интерес к окружающему миру природы; принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании); проявляет активность при выполнении простейших танцевальных движений, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту сказки, музыкальные произведения; соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; сооружает элементарные постройки.
Программные задачи: учить ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед; брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч, ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу; учить самостоятельно есть, одеваться и раздеваться в определенной последовательности; формировать навыки опрятности, умение пользоваться индивидуальными предметами (платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх, при использовании спортивного инвентаря; создавать условия для развития нравственных качеств, активизировать мышление детей, поощрять речевую активность в процессе двигательной активности, привлекать внимание к эстетической стороне элементарных физкультурных предметов (флажки, кубики, палочки и т. д.); развивать ритмику движений под музыкальное сопровождение.
Сентябрь
1-я неделя
1
1. Построение стайкой.
2. Ходьба стайкой за инструктором с имитацией движений персонажей русской народной сказки «Колобок».
3. Бег обычной стайкой («Колобок укатился от зайца, лисы и т. д.»).
4. ОРУ «Колобок» (в положении на животе перекатывание несколько раз в одну, потом в другую сторону).
5. Ходьба между предметами.
6. Прыжки на всей ступне с подниманием на носки (пружинка).
7. Прокатывание мяча (колобка) одной рукой.
8. Упражнение «Доползи до кубика и поставь его на другой кубик» (дети строят башенку для колобка).
9. Подвижная игра «Догонялки» с персонажами русской народной сказки «Колобок» (под музыкальную композицию «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджанян)
1. Целевая прогулка по территории детского сада «Порадуемся солнышку».
2. Приучение детей к мытью рук после рисования, лепки, перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Дидактическая игра «Расскажи и покажи»
2
1. Построение стайкой.
2. Ходьба стайкой за инструктором с одновременным собиранием маленьких мячей («яблок»).
3. Бег стайкой под музыкальную композицию «Дождик» (муз. и сл. Е. Макшанцевой).
4. ОРУ с маленькими мячами.
5. Ходьба между скакалками, выложенными на ковре в виде прямоугольников («грядок»).
6. Прыжки на всей ступне с работой рук (имитация срывания фруктов с веток деревьев).
7. Упражнение «Прокати мяч («капусту») под стойку».
8. Ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м).
9. Подвижная игра «По тропинке» с проговариванием строк: «По тропинке мы пройдем и немножко отдохнем!»
(воспитатель предлагает детям показать колобку, где у них глазки, ушки, носик, язычок и т. д.).
4. Игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Причешем куклу», «Накормим куклу», «Кукла заболела».
5. Изобразительная деятельность «Украсим носовой платочек» (воспитатель объясняет детям назначение носового платка, предлагает украсить платки (квадратные листы бумаги) узором)
3
1. Построение врассыпную.
2. Ходьба врассыпную по залу с одновременным собиранием осенних листочков с ковра.
3. Бег врассыпную по залу с листочками под музыку С. Майкапара «Осенью».
4. ОРУ с листочками.
5. Ходьба между предметами («лужи», вырезанные из картона).
6. Прыжки на всей ступне с подниманием на носки («пружинка»).
7. Катание мяча двумя руками.
8. Ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м).
9. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
2-я неделя
4
1. Построение врассыпную.
2. Чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой, бега врассыпную с бегом в обусловленное место по сигналу.
3. ОРУ «Забавные птички» под музыку Г. Фрида «Птички» (вступление).
4. Ходьба между предметами.
5. Прыжки на двух ногах на месте с широкими махами руками (имитация взмаха крыльев).
6. Катание мяча двумя руками с ритмичным проговариванием русской народной песенки «Чики, чики, кички...».
7. Ползание на средних четвереньках (3-4 м).
8. Подвижная игра «Птички, летите ко мне»
1. Выполнение игровых действий по подражанию «Где же наши ручки?».
2. Дыхательное упражнение «Часики».
3. Гимнастика после сна «Потягушки-потягушеньки».
4. Игра на прогулке «Вертушки» (детям предлагается подуть на вертушки или подставить их ветру).
5. Беседа с родителями об организации двигательной активности детей.
6. Обучение детей порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь.
1. Ходьба стайкой и врассыпную с имитацией движений лисы, волка, медведя.
2. Бег врассыпную, стайкой с имитацией жужжания пчсл.
3. ОРУ без предметов.
4. Ходьба по дорожке между двумя шнурами (ширина 40 см, длина -2 м).
5. Прыжки на двух ногах на месте под музыкальную композицию «Зайка» (рус. нар. мелодия в обр. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель).
6. Ползание на ладонях и коленях, перелаз через бревно, лежащее на полу.
7. Подвижная игра «Через ручеек».
8. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
9
1. Ходьба и бег подгруппами и всей группой под музыкальную композицию «Марш и бег» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель).
2. ОРУ с пластмассовыми гантелями.
3. Упражнение на равновесие «Пройди по веревочке».
4. Прыжки на двух ногах на месте.
5. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м).
6. Ловля мяча, брошенного инструктором с расстояния 50-100 см (каждый ребенок ловит мяч после того, как услышит свое имя).
7. Подвижная игра «Достань флажок»
4-я неделя
10
1. Ходьба подгруппами с небольшими мягкими игрушками в руках.
2. Бег подгруппой в прямом направлении.
3. ОРУ с игрушками.
4. Ходьба по прямой дорожке (расстояние 2-3 м); складывание игрушек в корзину, находящуюся в конце дорожки.
5. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед под укр. нар. мелодию «Гопачок» в обр. М. Раухвергера.
6. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м).
7. Катание мяча двумя руками с ритмичным проговариванием стихотворения А. Барто «Мячик».
8. Подвижная игра «Догони мяч!»
1. Учить детей правильно держать ложку во время еды.
2. Дыхательные упражнения «Подуем на бабочку».
3. Гимнастика для глаз (дети следят глазами за предметом).
4. Мытье рук прохладной водой.
5. Инсценировка русской народной песенки «Ладушки».
6. Ритмическая гимнастика под музыкальную композицию «Вот как мы умеем» (муз. Е.Тиличеевой, сл. Н. Френкель). 7. Игровая ситуация «Научим куклу Катю пользоваться платочком»
11
1. Ходьба парами с флажком в свободной руке.
2. Бег всей группой с размахиванием флажком над головой.
3. ОРУ с флажками.
4. Игра «Сравни флажки» (каждому ребенку предлагается найти самый большой или самый маленький флажок и принести его инструктору).
5. Прыжки на двух ногах на месте под русскую народную песню «Пружинка».
6. Ползание по доске, лежащей на полу.
7. Катание мяча одной рукой воспитателю.
8. Подвижная игра «Достань флажок»
12
1. Ходьба подгруппами и всей группой (во время ходьбы дети берут по одному кубику с ковра).
2. Бег вокруг кубика.
3. ОРУ с кубиками.
4. Ходьба по прямой дорожке (расстояние 2-3 м).
5. Игры «Какого цвета кубик?», «Строим башню» (дети под руководством инструктора ставят кубики один на другой».
6. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
7. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м).
8. Игра малой подвижности «Стань высоким, как башенка».
9. Подвижная игра «Бегите ко мне»
Октябрь
1-я неделя
1
1. Построение в колонну по одному (с проговариванием отрывка из сказки «Репка»: «.. .дедка за репку, бабка за дедку, внучка за Жучку...» и т. д.).
2. Ходьба в колонне друг за другом по зрительной ориентации.
3. Бег в колонне друг за другом по зрительной ориентации под музыкальное сопровождение («Веселая песенка», муз. А. Филиппенко).
4. ОРУ с небольшими мячами в руках».
5. Ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2 м).
6. Прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя.
7. Катание мяча двумя руками (с проговариванием слов из сказки «Репка»: «...тянут, потянут, вытянуть не могут...»).
8. Подвижная игра «Доползи до репки (мяча)».
9. Релаксация «Ох, устали мы тянуть, дайте-ка нам отдохнуть!» (самомассаж с расслаблением; перекатываются на бок, на живот, потягиваются, встают)
1. Целевая прогулка по территории детского сада «Деревья - наши друзья».
2. Приучение детей к порядку одевания и раздевания на примере куклы.
3. Дидактическая игра «Расскажи и покажи» (воспитатель предлагает детям показать части тела: живот, руки, ноги, шея).
4. Игровые ситуации «Уложим куклу спать», «Кукла танцует», «Накормим куклу», «Кукла собирается в гости».