ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ 
воспитателя Сухих Натальи Сергеевны 
МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» 

659831, Алтайский край, Троицкий район, с. Заводское, ул. 50 лет Октября №2

Понедельник
23.12.2024
04:31
Приветствую Вас  Гость
 
Каталог статей




МЕНЮ САЙТА

Категории
раздела
Картотека [2]
Конспекты занятий [34]
Воспитательная программа [43]
Рабочая программа [17]
Мои проекты [9]
Разное [8]
Календарные планы по месяцам [29]
Аттестация на категорию [0]
Самообследованние педагога [2]

Мой опрос
Зачем я зашел на сайт
Всего ответов: 82901

Вход на сайт

Ссылки на сайты
 
Международный образовательный портал
Международный образовательный портал - MAAM.RU

Новости
образования

Кнопка моего сайта


Взять кнопку сайта

Главная » Статьи » Методическая копилка » Рабочая программа

Рабочая программа воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа воспитателя

 в старшей группе компенсирующей направленности

(МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» на 2014-2015 учебный год)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

   Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

  

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Концепцией дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

   Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

   Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

   Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

   Основой для разработки данной учебной программы явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. (М., 2005), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. (М., 2004)

   Региональный компонент ГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Наш город. Наше село», «Деревья и кустарники», «Перелетные и зимующие птицы», «Животные  жарких и холодных стран».

 

Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

2. Развитие элементарных математических представлений.

 

   Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

 

   В  процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР решаются следующие задачи:

1.   Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2.  Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

 

   В основу программы  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1.  Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2.  Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3.   Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4.  Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 

   Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые  СанПин (2010) В соответствии с СанПин продолжительность занятий детей 5-го года жизни 20 минут. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. В старшей группе 12 занятий в неделю по 20 минут.

   На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

   В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

   Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

   Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной, промежуточной, итоговой, обработки и анализа  полученных результатов.

   Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

   Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния впоследствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.

   В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт детей с ЗПР, среднего возраста; диагностические методики;  список средств обучения: учебно-наглядные пособия,  перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

 

Раздел программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»

 

Пояснительная записка:

При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

 

Программа включает следующие основные разделы:

1.  Родная природа  

2.  Растения  

3. Животные

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

5. Знакомство с ближайшим окружением  

6. Развитие связной речи  

 

Основными задачами являются:

§ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

§ накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

§ формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.

§ повышение уровня сенсорного и умственного развития;

§ обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Занятия должны стать одним из эффективных средств раз вития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Систематизация знаний и представлений, их обобщение и применение в собственной продуктивной и речевой деятельности детей происходят на занятиях у педагога-дефектолога.

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

 

Учебно-тематический план занятий:

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (1 ч. в неделю.).  Образовательная область /Познание/

 

1 период.

Родная природа – 2 ч.

Растения – 2 ч.

Животные – 3 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением – 1ч.

 

2 период.

Родная природа -1 ч.

Растения – 1 ч.

Животные – 2 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением – 4 ч.

 

3 период.

Родная природа – 2 ч.

Растения – 1 ч.

Животные – 2 ч.

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия – 3 ч.

Знакомство с ближайшим окружением- 2 ч.

 

Содержание  коррекционной работы  по ознакомлению  с окружающим миром и развитию речи в старшей группе детей с ЗПР

 

1. Родная природа  

§ Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

 

2. Растения  

§ Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза)

 

3. Животные

§ Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья)  и их детенышами, особенностями их поведения и питания,

§ Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

§ Расширять представления детей о насекомых (бабочка,  божья коровка, стрекоза).

 

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

§ Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

§ Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

§ Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

§ Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

§ Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

§ Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

§ Развивать образные представления.

 

5. Знакомство с ближайшим окружением  

§ Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

§ Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет). 

§ Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель)

§ В жизни и на картинках узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

 

6. Развитие связной речи  

§ Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

§ Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы

§ Напоминать имена и отчества работников детского сада.  Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.

§ Учить отражать полученные впечатления в речи.

§ Учить формам объяснительной речи

 

Планируемые результаты коррекционной  работы:

§ Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей.

§ Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

§ Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет, форма, величина).

§ Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

§ Узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) людей.

 

Уровни освоения  раздела программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Старшая группа детей с ЗПР.

 

1. Мир природы (родная природа, растения, животные)

Низкий. Ребенок показывает отдельные объекты природы, но  не называет. Конкретные признаки не выделяет.

Средний. Ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства.

Высокий. Ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства.

 

2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Низкий: Ребенок  не дифференцирует цвета, не знает название основных цветов. Не различает и  не называет геометрические фигуры.  Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции.

Средний: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.

Высокий: Ребенок правильно дифференцирует цвета, знает название основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь.

 

3. Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, составляют его пассивный словарь. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, но не различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Средний   Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Высокий  Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Различает, узнает и называет детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывает и называет их действия. Различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых

 

4. Развитие связной речи  

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители.

Средний. Ребенок понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет.

 

Тематическое планирование  по разделу программы:

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в старшей группе  для детей с ЗПР

 


Скачать полный текст программы можно в Каталоге файлов для загрузки
Категория: Рабочая программа | Добавил: suxix (14.08.2014)
Просмотров: 5122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

   

Участие
 в рейтинге
По итогам рейтинга
  "Зима 2015"
"Лето 2016"
"Лето 2017"
сайт признан как 
По итогам рейтинга 
"Лето 2018"



   

Новые
 фотографии

   

МОИ КОНКУРСЫ


   

Статистика сайта

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

   

Для воспитателей
   

Учительская
 газета
   


                                                                                                                                                         
Все материалы сайта являются объектами авторского права. Любое использование информации возможно только со ссылкой на сайт.* 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz