План
Опытно –
экспериментальной деятельности
в старшей
группе на 2014-2015 учебный год Разработала: воспитатель Сухих
Наталья Сергеевна
Первая квалификационная категория
Прежде
чем давать знания, надо
научить
думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка,
в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами
понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным
образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным
руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества, сотворчества.
Китайская
пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать
– и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского
экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В
работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы
обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о
предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и
др.).
В
процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить
присущую им любознательность (почему? зачем?
как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем,
первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже
восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые
вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном
возрасте
Особое значение для детей старшего
дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и
человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным
разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования
месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь
разное оборудование:
·
Приборы
– помощники: увеличительные стекла;
·
Разнообразные
сосуды из различных материалов разного объема и формы;
·
Природный
материал;
·
Разные
виды бумаги;
·
Красители:
пищевые и непищевые;
·
Медицинские
материалы;
·
Прочие
материалы.
(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е.
Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного
возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)
Материал,
находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему
уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для
проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей
с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц
|
Тема
|
Цель
|
Вывод
|
сентябрь
|
Элементарная исследовательская
деятельность «Свойства мокрого песка»
|
Познакомить детей со
свойствами песка.
|
Мокрый песок может
принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
|
октябрь
|
Проект «Секреты подсолнечного масла»
|
Расширить
знания о пользе подсолнечного масла
для здоровья человека.
Познакомить со свойствами масла.
|
Бумага впитывает
подсолнечное масло.
Подсолнечное масло не
растворяется в воде.
Масло полезно для человека.
|
ноябрь
|
Элементарная
исследовательская деятельность «Таяние
снега»
|
Познакомить детей со
свойствами снега.
|
Снег под действием
температуры тает, превращаясь в воду.
|
Декабрь
|
Элементарная
исследовательская деятельность
«Прозрачность льда»
|
Познакомить со свойствами
льда.
|
Предметы видны через лёд
потому, что он прозрачен»
|
январь
|
Элементарная
исследовательская деятельность
«Зависимость состояния воды от температуры»
|
Закреплять представления о
том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.
|
Вода под воздействием
температуры может переходить из одного
состояния в другое.
|
февраль
|
Элементарная
исследовательская деятельность «Лёд –
твёрдая вода»
|
Познакомить детей со
свойствами воды.
|
Лёд и снег – это тоже вода.
|
март
|
Проект «Как растёт лук?»
|
Развивать
мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и
исследовательской деятельности детей
|
Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет,
тепло, и вода.
|
апрель
|
Элементарная
исследовательская деятельность
«Весёлые кораблики»
|
Уточнять, из каких
материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…)
Развивать умения выявлять различные
свойства предметов (тонет - не тонет…)
|
Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево,
пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет.
|
май
|
Элементарная
исследовательская деятельность
«Солнечный зайчик»
|
Выявить закономерность
отражения света от блестящих (неблестящих)
предметов
|
От блестящих предметов свет
отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика | Скачать материал можно в Каталоге файлов для загрузки
|